Трудности адаптации
Как вести себя на новом месте работы
Первые месяцы на первой работе. Большие надежды и первые разочарования. Коллектив и начальство. Первые промахи и ошибки. Неведомая корпоративная культура, недостаток опыта, неуверенность в себе или завышенная самооценка — весь набор проблем новичка. Какие ошибки чаще всего совершают молодые сотрудники и что делать, чтобы их не было?
Поведенческие ошибки
Условно адаптационные ошибки можно поделить на два типа. Это ошибки поведенческие и функциональные. Поведенческие ошибки — это ошибки, которые человек не должен совершать вовсе. Громко разговаривать, грубить, качать права, сплетничать и обсуждать других сотрудников за их спиной. Всегда и во всем, и особенно поначалу, следует проявлять сдержанность. Для того чтобы не совершать таких ошибок, иногда достаточно хорошего воспитания. Но если проколы все же происходят, человек чаще всего может исправить их сам. Такие качества, как пунктуальность, любезность, уважение чужого пространства и скромность многим прививаются еще в семье, и им в любом случае можно научиться самостоятельно.
Начать можно с простейшей вежливости, незаметной в повседневности, но шокирующей в своем отсутствии. «В «Ингосстрахе» здороваться с сослуживцами — императивное правило, и если человек прошел мимо, не поздоровавшись, то это стопроцентный новичок», — делится наблюдениями Эльвира Осипова. «Поначалу бывает так, что новички излишне напряжены, ждут, когда к ним проявят интерес, и зажимаются», — говорит Татьяна Барановская, консультант компании «Экопси».
Но порой новичок, наоборот, ведет себя нарочито открыто и преувеличенно дружелюбно, думая завоевать таким образом симпатию. Он часто шутит, расточает всем комплименты, навязывается на доверительные разговоры, встревает в беседы сотрудников. «Нас всех неприятно поразил новый сотрудник тем, что, хотя все обращались к нему на «вы», он отвечал на «ты» и был вообще очень напорист и фамильярен. Вероятно, таким образом он пытался сразу со всеми встать на дружескую ногу, но добился он просто огромного скепсиса в отношении к себе», — рассказывает специалист блока корпоративной политики крупной УК. Несомненно, гиперактивность — не лучший способ влиться в коллектив со сформировавшимися отношениями, потому что, вторгаясь в чужое пространство, человек лишь вызовет раздражение и нежелание общаться с ним. «По-человечески желание завязать контакт с новым коллективом очень понятно, но лишние улыбки, лишняя болтовня могут поначалу навредить, потому что должно пройти время, пока к тебе присмотрятся и примут в «свои», — говорит Мария Асмус, финансовый аналитик ООО «ПИТ Интернейшнл».
К поведенческим ошибкам можно отнести и неправильный внутренний настрой. Так, по словам Осиповой, на 2-м месте по распространенности стоят завышенные ожидания. «Иногда из-за несовпадения обещаний, будь то обещание прекрасного соцпакета или быстрого профессионального роста, и реальности новичок теряет мотивацию и становится из-за этого более пассивным, что уже по-настоящему мешает ему проявить себя и начать восхождение по карьерной лестнице», — объясняет Барановская. «Бывает так, что сотрудник, еще не прошедший положенные три месяца испытательного срока, уже начинает интересоваться, когда же ему повысят зарплату и как будет дальше расти его карьера», — рассказывает Осипова. Для работодателя это самое больное место, поэтому результат иногда бывает плачевным. «Проработав три с чем-то месяца испытательного срока, пошел говорить про повышение зарплаты, а они мне предложили альтернативный вариант — заплатить за четвертый месяц и расстаться друзьями. «Уйти пришлось в тот же день», — рассказывает бывший сотрудник интернет-компании.
Ошибки, которые больше зависят не от личности, а от рабочих навыков сотрудника, условно относятся к функциональным. И здесь, по мнению некоторых руководителей, сбои происходят из-за неправильного бизнес-ориентирования или некорректной постановки задачи. Ошибки новичка — скорее следствие отсутствия системы адаптации в компании, в том числе отсутствия необходимого сотруднику внимания со стороны непосредственного руководителя. Некоторые компании не придают вводному обучению особого значения, в таких организациях новички предоставлены сами себе — брошены «на выживание», — говорит Анна Коновалова, директор по персоналу и организационному развитию издательства «Эксмо». Примеры функциональных ошибок приводит Татьяна Барановская: «Иногда новички стремятся продемонстрировать свою компетентность и берут на себя сразу много задач, не понимая, сколько времени занимает решение тех или иных вопросов, и потом физически не могут с этим справиться». Бывает и так, рассказывает она, что новый сотрудник торопится поскорее разделаться с мелкими «рутинными» делами и в результате делает много ошибок. При этом он все время напоминает начальству, что видит себя на другой, более ответственной должности. Но важную работу ему никто не доверит, пока он не научится идеально справляться со своим участком.
По мнению Коноваловой, для того чтобы избежать второго типа ошибок, руководитель должен максимально четко с самого начала объяснить новичку, какие результаты от него ожидаются, сориентировать его по задачам, функциям, определить критерии оценки его деятельности. Это поможет избежать ситуаций, когда новый сотрудник говорит, что не знал, что должен был выполнить ту или иную работу. Но и новичкам тоже надо проявлять инициативу, потому что, когда новичок ведет себя слишком пассивно и боится задать лишний раз вопрос, чтобы не проявить некомпетентность, он скорее всего спровоцирует более жесткое отношение начальства, четкое инструктирование взамен простых указаний. Его начнут «форматировать» по стандартам компании. «Так, например, составив отчет по своему разумению, не спросив руководителя, в итоге вы можете обнаружить, что он надеялся видеть в нем какую-нибудь дополнительную графу, которую принято отображать в данной компании. Этого не будет, если вы будете стараться прояснять понимание задачи, образ результата, стандарты исполнения и особенности корпоративной культуры. Всякий раз, когда есть неуверенность в задании, лучше переспросить „Правильно ли я вас понял, что…« или задать уточняющие вопросы», — советует Барановская.
Нет ничего удивительного в том, что почти любой новичок совершает какие-то ошибки. В большинстве компаний к этому относятся по-человечески снисходительно. Тем не менее новый сотрудник все-таки должен пройти испытательный срок, который позволит выяснить, насколько хорошо человек может адаптироваться. Он длится достаточно долго, чтобы оценить новичка по заслугам, и в то же время относительно мало, чтобы безболезненно расстаться с сотрудником, который постоянно совершает одни и те же ошибки и не вписывается в коллектив компании. «Когда человек нарушает неписаные законы компании и ломает стандарты поведения, он рискует стать аутсайдером. С аутсайдером — уникальным специалистом компании волей-неволей придется смириться. Вчерашние же выпускники вполне заменимы. Поэтому в отличие от редких кадров, под которых компания вынуждена подстраиваться, с молодым аутсайдером она может позволить себе расстаться довольно легко», — говорит Татьяна Барановская. По словам Спириной, увольнения можно добиться, если совершить одну значительную ошибку, повлекшую необратимые последствия, например утрату крупного клиента, или три мелких, но не исправленных, например в документации или в коммуникациях, или стабильно повторять одни и те же незначительные ошибки — опоздания или очень неаккуратное ведение документации. По мнению Осиповой, понять, что новичок не справляется, можно уже на исходе первого месяца. Оставшееся время уходит на то, чтобы выяснить, насколько системны производимые ошибки.
«Главное — не спешить», — советует Коновалова. «Первое, от чего хочется предостеречь новичков, — это поспешность. При возникновении проблем или дискомфортной ситуации для вас не стоит торопиться делать выводы. Лучше понаблюдать, разобраться, что к чему, трезво оценить реальность происходящего, не поддаваться эмоциям и привести свои ожидания в соответствие с ожиданиями компании. А если что-то смущает, посоветоваться с менеджером по персоналу», — советует она. С ней согласна и Спирина, которая утверждает, что для начала надо разобраться в ситуации и понять, как работает компания. Человек может решить, что его не любят в отделе или к нему несправедлив начальник, но на самом деле все может оказаться не так. Отдел к нему еще просто не привык, а начальник пытается сформировать из него профессионала и поэтому подгоняет его и сурово отчитывает даже за небольшие провинности. Здесь главное — не поддаваться панике и не думать, что ситуация безнадежна.
«Главный рецепт избежания ошибок — как можно заинтересованнее относиться к работе, проявлять внимание к деталям. На первых порах лучше всего постараться как можно глубже вникнуть в суть и специфику компании», — утверждает Осипова.
Что не должен делать новичок:
- - не опаздывать;
- - не переоценивать свои возможности;
- - не делать преждевременных выводов;
- - не сваливать вину на других;
- - не ссылаться на неосведомленность;
- - не откладывать работу;
- - не выдвигать зарплатные требования;
- - не выступать с революционными предложениями;
- - не бояться задавать вопросы о прямых обязанностях;
- - не поддаваться панике.